Правда, 23 августа 1940 года:

ГОДОВЩИНА СОВЕТСКО-ГЕРМАНСКОГО ПАКТА

Год назад, 23 августа 1939 года, был подписан в Москве советско-германский договор о ненападении. Этот договор является одним из важнейших документов в истории международных отношений нашей эпохи, ибо он ознаменовал резкий перелом в развитии советско-германских отношений и явился "поворотным пунктом в истории Европы, да и не только Европы" (Молотов).

Подписанием договора был положен конец вражде между Германией и СССР, вражде которая искусственно разжигалась провокаторами войны, загнавшими в тупик дружбу между народам СССР и Германией.

Подписывая договор, обе стороны исходили из того положения, что вражда между обоими государствами, как это показала история, никогда не приносила пользы ни германскому народу, ни народам СССР. Различие политических систем и идеологии не могло и не должно было служить непреодолимым препятствием к установлению мирных и подлинно добрососедских отношений между обоими государствами.

Позиция Советского Союза определялась его неизменно принципиальной и последовательной политикой борьбы за мир, политикой, которая с предельной ясностью была сформулирована товарищем Сталиным в отчетном докладе на XVIII с'езде партии:

"Мы стоим за мир и укрепление деловых связей со всеми странами, стоим и будем стоять на этой позиции, поскольку эти страны будут держаться таких же отношений с Советским Союзом, поскольку они не попытаются нарушить интересы нашей страны".

Установление дружественных, добрососедских отношений с Германией отвечало и отвечает коренным государственным интересам СССР. Поэтому Советский Союз пошел навстречу Германии, предложившей начать переговоры о заключении пакта о ненападении.

Политика Германия определялась в данной случае точно так же ее коренными государственными интересами, базировалась на трезвом учете громадного удельного веса СССР в международной жизни, влияния СССР на все международное развитие.

Крупнейшее историческое значение советско-германского пакта, неразрывно связанное с общим международным развитием, особенно отчетливо выделяется на фоне важнейших событий, которые произошли за истекший год. Советско-германский пакт был подписан в момент, когда над Европой нависли грозовые тучи империалистической войны, задолго и исподволь подготовлявшейся в дипломатических канцеляриях Лондона и Парижа. Последующее развитие событий полностью подтвердило тот факт, что провокаторы войны делали главную ставку на разжигание вражды между Германией и СССР, на провокацию вооруженного конфликта между этими крупнейшими государствами Европы. Наличие таких планов подтвердило и содержание целого ряда дипломатических документов, впоследствии ставших, против воли их авторов, достоянием гласности.

Именно этой цели — провокация вооруженного конфликта между СССР и Германией—служила пресловутая политика, "невмешательства" англо-французской дипломатии, вся мюнхенская политика, в основе которой лежало стремление натравить Германию на Советский Союз. Этой же цели служила и пришедшая на смену мюнхенской — политика вовлечения СССР в англо-французский блок. В основе этой политики лежало стремление стравить СССР с Германией, создав против Германии "восточный фронт" в лице СССР, чтобы воевать против Германии руками СССР.

Планы провокаторов, войны были разгаданы. Товарищ Сталин, выступая на XVIII с'езде партии, дал убийственную характеристику так называемой политике невмешателства, которая являлась составной частю подготовки империалистической войны в Европе. Эту империалистическую войну англо-французские империалисты хотели навязать Советскому Союзу. Товарищ Сталин призвал советскую страну к бдительности, он призвал "соблюдать осторожность и не давать втянуть в конфликты нашу страну провокаторам войны, привыкшим загребать жар чужими руками". Лицемерная, двойственная игра англо-французского блока была полностью разоблачена в ходе переговоров между Англией и Францией, с одной стороны, и СССР — с другой. Эти переговоры потерпели неудачу, ибо СССР стремился в осуществлению своих государственных задач в районах западных границ нашей страны и к укреплению мира, а англо-французская дипломатия — к игнорированию этих задач СССР, к организации войны и вовлечению в нее Советского Союза.

Маневры англо-французских империалистов потерпели крах и в Москве, и в Берлине. Уже хозяйственные переговоры, начавшиеся летом 1939 года между Германией и СССР и закончившиеся заключением 19 августа 1939 года торгово-кредитного соглашения, показали, что налицо все возможности для мирного и взаимно-выгодного экономического сотрудничества.

После заключения советско-германского торгово-кредитного соглашения встал непосредственно вопрос об улучшении политических отношений между Германией и СССР.

Для переговоров в Москву прибыл германский министр иностранных дел фон-Риббентроп, и 23 августа был подписан договор о ненападении между Германией и СССР.

Сообщение о подписании советско-германского пакта было встречено с живейшим удовлетворением как народами СССР, так и германским народом. Они справедливо оценили этот исторический документ, заложивший основу для дружбы между народами Германии и СССР, как победу политики, направленной против разжигания войны.

И действительно, тот факт, что два крупнейших государства Европы договорились о мире и исключили возможность военного конфликта между ними, уже сам по себе ограничил сферу действия англо-французских организаторов войны, сузил плацдарм второй империалистической войны, которая вскоре разразилась. В результате подписания советско-германского пакта весь восток Европы был выведен из-под угрозы превращения в театр военных действий. Нет никакого сомнения и в том, что укрепление мира на востоке Европы способствовало в громадной степени и сохранению мира на Балканах.

Однако упрочение мира на востоке Европы, сужение возможного плацдарма войны менее всего входило в расчеты тех, кто подготовлял эту войну, кто рассчитывал вовлечь в нее как можно больше государств, кто до сего времени не оставил надежд на дальнейшее расширение войны, на превращение ее во всемирную. По-этому империалистическая пресса Англии, Франции и США встретила заключение советско-германского пакта в штыки, подняла злобный вой, развернула неистовую клеветническую кампанию против СССР.

Весть о советско-германском пакте прозвучала, как последнее предостережение организаторам и вдохновителям империалистической войны. Это предостережение, однако, не возымело действия. Война началась. Первой жертвой ее стало насквозь прогнившее Польское государство, бросившееся в военную авантюру в расчете на пресловутые "гарантии" Лондона и Парижа.

Панская Польша не выдержала удара и рассыпалась, развалилась, как карточный домик, не дождавшись какой-либо помощи от своих союзников. Несмотря на эту неудачу, англо-французский блок не отказался от своих планов. И надо сказать, что и тогда живы были в империалистических кругах Франции и Англии надежды на то, что удаться взорвать советско-германскую дружбу. Этим кругам пришлось пережить новое разочарование. Советско-германские отношения продолжали развиваться благотворно для обеих сторон. 28 сентября 1939 года было подписано новое советско-германское соглашение: германо-советский договор о дружбе и границе между СССР и Германией.

Этот договор, урегулировавший вопросы, связанные с распадом Польского государства, создал прочный фундамент для длительного мира в Восточной Европе, создал предпосылки для дальнейшего развития и укрепления дружественных отношений между Германией и СССР. 28 же сентября Председатель Совета Народных Комиссаров СССР и Народный Комиссар по иностранным делам товарищ В. М. Молотов обменялся с германским министром иностранных дел фол-Риббентропом письмами по вопросам дальнейшего развития хозяйственных отношений между обоими государствами.

После распада Польского государства Германия предложила Англии и Франции прекратить войну. Советское правительство поддержало инициативу Германии. Но ни германское предложение, ни выступление СССР не нашло отклика ни в Англии, ни во Франции. Война продолжалась, неся разорение, бедствия, и страдания всем тем народам, которых организаторы войны втянули в эту бойню.

Советско-германский пакт имел крупнейшее значение для развития мирной политики Советского Союза, для укрепления безопасности советских рубежей. Советский Союз, когда возникла война между Англией и Францией с одной стороны и Германией — с другой, занял позицию нейтралитета.

Нет сомнения, что советско-германский пакт облегчил Советскому Союзу сохранение позиции нейтралитета, облегчил Советскому Союзу осуществление мирной политики.

С другой стороны, наличие советско-германского пакта, равно как и договора о дружбе и государственной границе между Германией и СССР, обеспечило Германии спокойную уверенность на Востоке.

Развитие советско-германских дружественных отношений нашло свое выражение в укреплении и расширении хозяйственных связей между обоими государствами. В результате деятельности выезжавшей в Германию советской хозяйственной делегации и приезжавшей в СССР германской экономической делегации, были успешно завершены переговоры о хозяйственном соглашении, которое было подписано 11 февраля 1940 года. Это соглашение предусмотрело широкое и взаимно-выгодное развитие товарооборота между обоими государствами.

С момента подписания советско-германского пакта о ненападении прошел год. Построенные на новой основе советско-германские отношения с честью выдержали испытание, тем более показательное, что это испытание происходило в обстановке, исключительном по своей - напряженности, в обстановке развернувшейся в громадных масштабах войны, резкого обострения противоречий между крупнейшими государствами капиталистического мира, в обстановке зарождения новых конфликтов, в условиях неизменных и упорных попыток известных международных элементов вбить клин в советско-германские отношения.

Прочность нынешних советско-германских отношений об'ясняется тем, что "в основе сложившихся добрососедских и дружественных советско-германских отношений лежат не случайные соображения кон'юнктурного характера, а коренные государственные интересы как СССР, так и Германии" (Молотов).

Finland in the Soviet foreign policy 1939-1940 (Финляндия во внешней политике СССР в 1939—1940 гг.) | Finland in Great Power politics

По-русски

Pravda, on August 23, 1940:

ANNIVERSARY OF THE SOVIET-GERMAN PACT

A year ago, on August 23, 1939, the Soviet-German nonaggression pact was signed in Moscow. This contract is one of the major documents in the history of the international relations of our era for it marked a sharp change in development of the Soviet-German relations and was "a turning point in the history of Europe and not only of Europe" (Molotov).

Signing of the contract put an end to enmity between Germany and the USSR, an enmity which was artificially inflamed by the provokers of the war whom the friendship between the peoples of the USSR and Germany drove to a deadlock.

By signing the contract, both parties started from such a situation where hostility between both states, as shown in history, never brought advantage neither to the German people, nor to the people of the USSR. Difference in political systems and ideology could not and should not serve as an absolute obstacle to establish peace and genuinely good-neighbourhood between both states.

The position of the Soviet Union was defined by its permanently basic and consistent policy to fight for peace, a policy which was with extreme clarity formulated by Comr. Stalin in the report to the 18th party congress:

"We stand up for peace and for strengthening of due connections with all countries, we stand and we will stand on this position as far as these countries will keep the same relations with the Soviet Union and as far as they will not try to violate the interests of our country".

Establishing friendly, good-neighbourly relations with Germany has been an answer to and is equitable to the basic state interests of the USSR. Therefore, the Soviet Union agreed to Germany's suggestion to begin negotiations on conclusion of the non-aggression pact.

The policy of Germany was defined in the given case in the same way by her fundamental state interests, was based on the sober accounting of huge specific weight of the USSR in the international life, influences of the USSR on all international developments.

The largest historical value of the Soviet-German pact which is inseparably linked with the general international development, is especially distinctly allocated against the major events which occurred in the expired year. The Soviet-German pact was signed during the moment when over Europe hung thunderclouds of an imperialistic war, long before and gradually prepared in the diplomatic chancelleries of London and Paris. The subsequent succession of events completely confirmed the fact that provokers of war made the general staffs to incite hostility between Germany and the USSR, to provoke an armed conflict between these largest states of Europe. Existence of such plans is confirmed also by the contents of a number of diplomatic documents which later have become, against the will of their authors, publicly exposed.

This purpose — provoking of armed conflict between the USSR and Germany — served notorious policy, "non-interference" of the Anglo-French diplomacy, all Munich-type policy at the heart of which lay the aspiration to set Germany against the Soviet Union. To the same purpose served also afterthought Munich trick — policy of involvement of the USSR in the Anglo-French block. At the heart of this policy lays the aspiration to set the USSR against Germany, to create against Germany an "eastern front" in the form of the USSR, to wage war against Germany with the USSR hands.

Plans of provokers, wars were exposed. Comrade Stalin, speaking at the 18th congress, gave a crushing characteristic to so-called policy of non-interference which formed a component in preparations of the imperialistic war in Europe. The Anglo-French imperialists wanted to impose this imperialistic war on the Soviet Union. Comrade Stalin called the Soviet country for vigilance, he urged "to be careful and not to give in to involve our country in the conflicts of provokers of the war, accustomed to pile up fire with other people's hands". Hypocritical, dual game of the Anglo-French block was completely exposed during the negotiations between England and France, on the one hand, and the USSR — with another. These negotiations failed, for the USSR aspired to implement state tasks in regions of the western borders of our country for securing peace, but the Anglo-French diplomacy ignored these tasks of the USSR, in order to instigate war and to involve the Soviet Union in it.

Maneuvers of the Anglo-French imperialists failed both in Moscow and in Berlin. Even the economic negotiations, which begun in the summer of 1939 between Germany and the USSR ended with the conclusion of the trading credit agreement on August 19, 1939, showed that all the possibilities for a peaceful and mutually favorable economic cooperation are available.

After the conclusion of the Soviet-German trading credit agreement there was directly a question of improvement of the political relations between Germany and the USSR.

For negotiations the German Minister of Foreign Affairs von Ribbentrop arrived to Moscow, and the nonaggression pact between Germany and the USSR was signed on August 23.

The message on the signing of the Soviet-German pact was met with the most vivid satisfaction by both the people of the USSR and the German people. They justly appreciated this historical document which established the basis for friendship between the peoples of Germany and the USSR, as a victory of the policy directed against incitement of war.

And the valid fact is that two largest states of Europe agreed on peace and excluded the possibility of a military conflict between them, and by it limiting the sphere of operations for the Anglo-French organizers of war, retricting bridgeheads for the second imperialistic war which soon bursted out. As a result of signing of the Soviet-German pact the whole eastern Europe was removed from the threat of being transformed into a battlefield. There is no doubt that securing the peace in the eastern Europe promoted in enormous degree also preservation of peace on the Balkans.

However, consolidation of peace in the eastern Europe, restriction of possible military springboards diminished least of all the palns of those, who prepared this war, who calculated to lure into it as many countries as possible, who up this moment have not left hopes of further expansion of the war, of turning it into a world-wide one. Therefore the imperialistic press of England, France and the USA gave a hostile reception to the conclusion of the Soviet-German pact, raised a malicious howl, launched violent smear campaign against the USSR.

The message about the Soviet-German pact ringed as the last caution to organizers and fomenters of an imperialistic war. This caution, however, did not take any effect. War began. As its first victim fell to the core rotten Polish state, thrown into a military adventure by relying on the notorious "guarantees" of London and Paris.

The Poland of the Pans did not stand the blow and was scattered, collapsed as a house of cards, without experiencing any help from her allies. Despite this setback, the Anglo-French block did not give up their plans. And frankly, the hopes that it will be possible to blow up the Soviet-German friendship still lived in the imperialistic circles of France and England. New disappointment to live through was met by these circles. The Soviet-German relations continued to develop well for both parties. On September 28, 1939 a new Soviet-German agreement was signed: the German-Soviet treaty of friendship and border between the USSR and Germany.

This contract which has settled questions, connected with the disintegration of the Polish state, it created the strong base for a lasting peace in Eastern Europe, created preconditions for further development and strengthening of friendship between Germany and the USSR. On September 28 the Chairman of the Soviet of People's Commissars of the USSR and the People's Commissar for foreign affairs Comrade V.M. Molotov exchanged with the German Minister of Foreign Affairs von Ribbentrop letters concerning further development of economic relations between both states.

After disintegration of the Polish state Germany offered England and France to stop the war. The Soviet government supported the initiative of Germany. But neither the German offer, nor performance of the USSR did not find response neither in England, nor in France. War continued, bringing ruin, disasters, and sufferings to all those peoples whom the organizers of war had drawn into this slaughtering.

The Soviet-German pact had the largest value in development of the peace policy of the Soviet Union, for securing the safety of Soviet boundaries. The Soviet Union, when a war broke out between England and France on one side and Germany on the other, took a neutrality position.

There is no doubt that the Soviet-German pact facilitated the Soviet Union in preserving the position of neutrality, facilitated the Soviet Union in its implementation of the peace policy.

On the other hand, the existence of the Soviet-German pact, and equally, the treaty of friendship and frontier between Germany and the USSR, provided Germany the confidence for calm in the east.

Development of the Soviet-German friendship found an expression in strengthening and expanding the economic connections between both states. As a result of the pursuit of the Soviet economic delegation which travelled to Germany and that of the German economic delegation coming to the USSR, negotiations on the economic agreement which was signed were successfully completed on February 11, 1940. This agreement provided broad and mutually favorable development of trade between both states.

A year has passed since the moment of signing of the Soviet-German non-aggression pact. The Soviet-German relations, constructed on a new basis, passed the test with honor, especially to be noted, that this test was conducted in a situation, exceptional in its intensity, in conditions launched by the enormous scales of the war, a sharp aggravation of contradictions between the largest states of the capitalist world, in the conditions of new conflicts to be awakened, in the conditions of constant and persistent attempts of known international elements to hammer a wedge into the Soviet-German relations.

Durability of the present Soviet-German relations is accounted for the reason that "its base can be seen in good neighbourly and friendly Soviet-German relations resting not on casual reasons of passing political character, but on fundamental state interests as well of the USSR than those of Germany" (Molotov).
Machine assisted draft translation by Pauli Kruhse.

On the political and legal assessment of the 1939 Soviet-German Non-Aggression Treaty (Resolution of the Congress of People’s Deputies of the USSR 24 December 1989).